Мар
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
Тропарь Недели Торжества Православия
Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже;/ волею бо благоволил еси плотию взыти на крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.
Кондак Недели Торжества Православия
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаемь:/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси./ Но исповедающе спасение,// делом и словом, сие воображаем
Вход с Евангелием
Чтец читает Апостол
Малый вход завершается пением Трисвятого. Одному отроку, который во время землетрясения был восхищен на небеса, довелось услышать ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» Когда он пришел в себя и поведал обо всем епископу, тот решил пройти по стенам города с пением Трисвятого, добавив к нему: «Помилуй нас!». В молитве входа мы впервые встречаемся с тем, что литургическое служение приравнивается и превозносится до служения ангельского. «Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость…», – произносит священник во время Малого входа.
После Трисвятого в храме следует чтение Апостольских посланий. Это пошло от того, что в первые века христианства к общине приходил апостол и приводил отрывки из пророчеств Ветхого Завета о Мессии, показывая, что речь в них идет именно об Иисусе, Который был распят и воскрес. Фрагменты этих проповедей зафиксированы в прокимнах – в Православной Церкви неоднократно повторяемая песнь, чаще всего состоящая из двух стихов псалма, хотя есть прокимны, взятые из Евангелия или Апостола. В них наиболее очевидно и часто встречаются пророчества о пришествии Христа.
Читающий эти послания стоит посередине храма, как апостол, пришедший в общину христиан и возвещающий людям спасение, которое Господь принес в мир, а дьякон ( в нашем случае это второй священник храма) в это время совершает каждение алтаря, чтеца, а потом и всех молящихся.
Священники во время чтения Апостола сидят, как равноапостольные, как те, кто знаменуют собой присутствие апостольства в общине, являясь продолжателями апостольского служения – ведет людей ко Христу и возвещает людям правду Божию.
После того, как Апостол прочитан, чтец возглашает: «Аллилуйя!», что в переводе с иврита означает: «Хвалите Господа!»
Чтение Евангелия
Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое Слово, запечатленное в Евангелии. Это Слово живо и действенно. Сегодня читается Евангелие от Иоанна.
Глава 1, стихи 43-51.
По окончании чтения Евангелия священник проповедует о Христе, о жизни вечной, покаянии, чтобы донести Благую Весть до каждого.
Сегодня Вашему вниманию — проповедь Патриарха Кирилла в неделю Торжества Православия.
Херувимская песнь
После ектении об оглашенных антиминс уже открыт, и храм готов к принесению бескровной жертвы. Церковь уже вознесла все моления и поминовения, не забыв ни живых, ни умерших, ни оглашенных, и дьякон возглашает: «Изыдите, оглашенные, изыдите…» – чтобы только верные остались в храме во время Божественной Литургии.
Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход. Царь славы, Христос, идет на Крест, потому что Великий вход – это шествие Спасителя на Голгофу: «Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».
Великий вход олицетворяет Вход Господень в Иерусалим: Иисус идет на Свое страдание. Мы таинственно изображаем Херувимов, но мы же одновременно являемся теми, кто распинает Христа. То, что вложил в наши души сатана, понуждает Господа пойти на смерть, поэтому Великий вход для каждого человека – это суд, проверка его жизни, проверка его сопричастности жертве Спасителя.
Заканчивается Великий вход, закрываются Царские Врата, задергивается завеса. Просительной ектенией Церковь начинает готовить молящихся к совершению Таинства Евхаристии: «О предложенных честных Дарех Господу помолимся».
Далее священник возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем!». В древней Церкви этот возглас относился к привратникам, чтобы те не впустили оглашенных или кающихся, то есть тех, кто не имел права присутствовать при совершении Таинства святого Причастия.
Верные христиане (крещеные) поют Символ веры, где мы ни о чем не просим, не каемся в своих грехах. Мы приносим обеты и клятвы.
Во второй, важнейшей части Литургии верных, происходит само совершение Таинства. Возглас: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити…» — это еще не молитва, а призыв. В ответ на него хор от лица всех молящихся выражает готовность к Святому Возношению и поет: «Милость мира, жертву хваления». Как распятие Христово совершилось за жизнь всего мира, так и Евхаристия совершается Церковью за весь мир.
По окончании евхаристической молитвы начинается та часть Литургии верных, во время которой Церковь готовит молящихся к Святому Причастию и происходит причащение священнослужителей и мирян.
Причащение священников и мирян
Во время подготовки к исповеди мирянами, священники творят поклоны перед Престолом. Они просят прощения друг у друга и у всех присутствующих в храме и с благоговением причащаются сначала Тела, а потом и Крови Спасителя.
Прихожане должны благоговейно, с сокрушенным сердцем слушать молитвы к Исповеди, готовя себя к покаянию, а затем к принятию Святых Христовых Таин.
«Со страхом Божиим и верою приступите…» — верующие благоговейно принимают Святые Дары, целуя край Чаши. Целование Чаши символизирует прикосновение к воскресшему Спасителю, осязание Его и удостоверение в истинности Воскресения Христова.
Мы должны причащаться с мыслью: «Господи, с Тобой я готов идти даже на Голгофу!» И тогда Он дарует нам эту великую радость – до конца пребывать с Ним.
По причащении хор поет: «Аллилуйя», а священник заходит в алтарь и ставит Чашу на Престол, затем берет в руки Дискос и погружает в Чашу частички, которые оставались на Дискосе со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
Когда возглашается: «…молитвами святых Твоих», – речь идет не только о тех угодниках Божиих, память которых совершается в этот день, а в данном случае речь идет и о всех христианах, собравшихся в храме.
То есть, Кровью Христовой и молитвами всей Церкви омываются и прощаются грехи. Именно поэтому литургическая молитва является молитвой вселенской, молитвой всесильной.
После священник поворачивается лицом к народу и, благословляя его, произносит: «Спаси, Боже, люди твоя и благослови достояние Твое». Хор отвечает ему: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть».
Последняя часть Литургии верных включает в себя благодарение за причащение и благословение на выход из храма. Священник выходит на заамвонную молитву: «С миром изыдем во имя Господне… Благословляй благословящия Тя, Господи…»
Хор поет: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» и 33 псалом.
Священник произносит отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш…» и, осенив народ крестом, преподает его прихожанам для целования. Обычно в это время читается многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, служащим в храме, прихожанам и всем православным христианам.
Еще раз осенив верующих крестом, священник возвращается в алтарь, закрывает Царские Врата и задергивает завесу.
По окончании Литургии, по традиции совершился Молебен в Неделю Торжества Православия.
С Праздником, возлюбленные братья и сестры!